Чтение отрывков
Использование картины в сочетании с чтением отрывков из художественной и научно-популярной литературы нашло широкое применение в школьной практике. Значение этого методического приема состоит в том, что художественное слово и зрительный образ взаимно дополняют друг друга. Речь учителя в работе с картиной обычно бывает лаконичной, простота объяснений рассчитана на то, чтобы сделать содержание более доступным: учитель часто лишь комментирует те образы и взаимоотношения, которые показаны на картине. Но нередко ему недостает красочности языка. В этом случае на помощь приходит художественная литература, тем более что часто встречаются картины и литературные произведения, в основе которых лежит один и тот же сюжет.
Одним из приемов работы с картиной является обращение к карте — для уточнения места события, изображенного на картине, к схеме — для уточнения процесса, раскрываемого на ней. Подробнее об этих приемах говорится в главе о схематическом рисунке.
Эпизодические картины, как «Ледовое побоище» художника А. К. Горбунова, «Грюнвальдская битва» художника В. Г. Бех — теева, картины М. И. Авилова или А. П. Бубнова, посвященные Куликовской битве, «Восстание декабристов на Сенатской площади в 1825 году» художника Р. Р. Френца и другие не могут быть раскрыты полноценно без соответствующего схематического чертежа расположения войск и их передвижения в ходе сражения. Конечно, можно было бы ограничиться объяснением чертежа, но экспериментальные данные говорят о сравнительно большей эффективности именно рисования в процессе рассказа, а не копирования учащимися в тетрадь чертежа из учебника. В последнем случае отсутствует динамика, столь важная при изучении военноисторических тем в курсе истории. Следя за движением мела в руке учителя по доске и повторяя его рисунок в своих тетрадях, учащиеся последовательно закрепляют рассказ по картине. Большой материал для рисования на классной доске дается ниже.