Штриховые иллюстрации
Удовлетвориться рассмотрением мелких штриховых иллюстраций невозможно. Нужно обратиться к настенным пособиям, которые обеспечивают в одно и то же время коллективную работу учителя с классом и индивидуальную работу ученика с иллюстрацией в учебнике.
Как поступить учителю, если картина и иллюстрации в учебнике даны на одну и ту же тему, но трактованы несколько различно? В учебнике по новой истории для VIII класса дается изображение штурма Бастилии 14 июля 1789 г., а в серии картин по новой истории под редакцией члена-корреспондента АН СССР А. В. Ефимова картина художника П. М. Толкача дает тот же эпизод, но в другом ракурсе. В учебнике Бастилия изображена справа, а на картине — слева; ряд деталей, имеющихся на картине, отсутствует в иллюстрациях. Если учитель будет пользоваться только иллюстрацией, он даст одностороннее освещение событий. Текст учебного пособия того и другого коллектива авторов дает настолько сжатое описание события, что из него нельзя понять всей трудности штурма крепости и героизма революционного народа.
Восставший народ, солдат, пушки, дым — все это учащиеся увидят, но им будут непонятны здания на заднем плане и толпа людей у стен Бастилии. Для полного осмысления событий нужны дополнительные образы и разъяснения.