Предводитель восставших крестьян
В учебнике говорится, что предводителем восставших крестьян стал крестьянин Гильом Каль, человек, «видавший виды», хороший говорун, статного телосложения, красивый лицом. Но сплотить всех восставших он не мог. Чаще всего крестьяне ограничивались борьбой против своего господина и не хотели уходить из своей местности. Не удалась попытка Гильома Каля установить связь с горожанами Парижа, Компьеня, Санлиса и Амьена. В городе Мо, близ Парижа, крестьянские отряды встретились с войском Карла Злого, короля наваррского. Карл обманом вызвал для переговоров Гильома Каля, схватил его, подверг пыткам и убил.
Крестьянские отряды, лишившиеся предводителя, были разбиты. Началась жестокая расправа с крестьянами.
О значении восстания в истории Франции сообщается учащимся после рассмотрения картины и закрепляется чтением соответствующего текста учебника.
Таким образом, методика работы с учебной исторической картиной предполагает: 1) подготовку учащихся к восприятию картины, 2) восприятие ее в целом после того, как картина введена в ход урока, 3) детальное рассмотрение картины под руководством учителя, причем вопросо-ответная форма предпочтительнее монологической формы рассказа учителя, 4) вывод по картине или сообщение о последующих событиях, 5) закрепление путем чтения учебника.
Указанные общие принципы работы с картиной могут и должны видоизменяться в зависимости от конкретных условий и от цели использования наглядного пособия. Согласно общему мнению методистов-историков, которые занимались вопросами наглядного обучения истории, картина может служить средством иллюстрации при устном изложении учебного материала учителем, но она может быть источником знаний учащихся и, наконец, средством закрепления знаний.