Комплект аппликаций
Словом, аппликации, как и рисование на доске, рассчитаны на динамику, на показ процесса. Данного принципа придерживаются В. Г. Карцов и А. Я. Троицкий в аппликациях по истории СССР для IV класса1.
Комплект аппликаций В. Г. Карцова рассчитан на то, чтобы учитель и дети на ряде уроков возвращались к одной и той же изображенной мелом местности и могли проследить происходившие там изменения: закрепощение крестьян, их борьбу против крепостников, пресловутое «освобождение» от крепостной неволи, безземелье, порабощение капиталистом, борьбу рабочих вместе с крестьянами против помещиков и капиталистов, победу Великой Октябрьской социалистической революции, коллективизацию и новую жизнь, которая характеризуется школой и трактором.
Мы полагаем, что такого рода аппликации весьма удачны, возвращаясь к одному и тому же пейзажу как фону, дети обогащают свои знания новыми образами и понятиями. Они начина^ ют осознавать понятие закономерности исторического процесса и в доступной форме подводятся к марксистско-ленинскому пониманию истории.
Последние издания аппликаций несколько отходят от изложенного принципа. Они показывают не столько действие, сколько состояния. Динамичность процесса подменяется показом соотношения и соподчинения понятий. Схема остается схемой, только лишь иллюстрированной. На этом уровне стоят таблицы, разработанные учителем школы из Барнаула Т. А. Сазоновым.
Аппликации по истории СССР и по истории средних веков, на наш взгляд, страдают отсутствием фона картины, объединяющей отдельные фигуры в одно целое.
В руководстве к аппликациям показано расположение отдельных фигур на классной доске, но лишь в редких случаях показаны взаимоотношения между ними. Отдельные темы перегружены большим количеством иллюстративного материала.