Хроникальные кинофильмы
Что касается художественно-монтажных и хроникальных кинофильмов, то первым и основным вопросом методики их использования является вопрос о месте и времени работы с ними, который находится в тесной связи с творческим замыслом учителя. Как всякое другое наглядное пособие, кинофильм может быть источником знаний учащихся, иллюстрацией к изучаемому историческому материалу, средством повторения и закрепления учебного материала. Отсюда следует, что фильм может быть показан для изучения очередной темы, в процессе ее изучения и после изучения в порядке повторения и закрепления.
Главное, киноурок не должен быть только развлекательным для учащихся, ему должно быть придано серьезное познавательное значение.
Если фильм предваряет изучение темы, он служит источником новых знаний. Пересказывать содержание кинофильма нецелесообразно, но подвести к его пониманию, связать новый материал с изученным ранее необходимо.
В ряде случаев учебный кинофильм дает возможность провести повторение давно пройденного материала. Фильм «Воссоединение Украины с Россией» в первых кадрах посредством мультипликационной карты показывает расположение восточно — славянских племен, образование Киевской Руси, монголо-татарское нашествие, Украину и Белоруссию под властью Литвы и Польши — все это является повторением курса истории СССР почти с первых уроков. Эти кадры отвечают на вопросы: каким образом западные и юго-западные земли Киевской Руси попали под власть польских и литовских князей? Как произошло образование белорусской и украинской народностей? Почему и как началась борьба украинских и белорусских крестьян против польских феодалов?