Наглядное обучение
«Что такое наглядное обучение? — задает вопрос К. Д. Ушинский. — Да это такое ученье, которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком… Этот ход ученья от конкретного к отвлеченному, от представления к мысли, так естествен и основывается на таких ясных психологических законах, что отвергать его необходимость может только тот, кто вообще отвергает необходимость сообразоваться в обучении с требованием человеческой природы вообще и детской в особенности. Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще, и тот напрасно и вредно насиловал бы детскую природу, кто захотел бы заставить ее мыслить иначе. Детская природа ясно требует наглядности… Попробуйте одно и то же происшествие рассказать двум детям, одинаково способным: одному по картинкам, другому без картинок, — и вы оцените тогда все значение картинок для ребенка».
Для того чтобы представить ту или другую картину из жизни первобытного или рабовладельческого, феодального или капиталистического общества, изучаемых в курсе истории древнего мира, средних веков и истории СССР, ученик должен иметь ее в своем воображении, или, как психологи говорят, воссоздать воображением. Воссоздающее воображение имеет большое значение в жизни людей. Для того чтобы по чертежу представить себе машину, аппарат, ту или другую их деталь, нужно развить в себе воссоздающее воображением Еще Энгельс говорил о том, что пчела, лепящая соты, или паук, ткущий тончайшую паутину, отличаются от человека тем, что они действуют по инстинкту, а человек создает свои творения сознательно, согласно предварительно составленному плану.