Модернизация представлений
Свойственная ребенку модернизация представлений будет мешать созданию правильного образа. Следовательно, ученику нужно показать изображение, которое давало бы правильное представление о предках современных людей, о древнейшем человеке. Такое изображение учитель может найти на первой таблице «Альбома по древней истории» Д. Н. Никифорова, где показан в реставрации общий облик древнейшего человека и древнего человека.
Яркое, красочное изображение древних людей дано в книге И. Аугусты и 3. Буриана «Жизнь древнего человека»1. Отдельные картины из этой книги воспроизведены в диораме «Жизнь первобытных людей» Н. И. Аппарович.
Отчасти ответ может дать рисунок 5 таблицы 3 «Альбома по древней истории», где показано, как австралийцы добывали огонь путем быстрого вращения руками сухой палки и трения ее о дерево. В этой операции участвовали два человека. Один вращал палку, другой подкладывал сухой мох и ждал момента, когда можно будет раздуть появившуюся искру.
На доске мы изображали другой способ добывания огня : на фанерной подставке укреплены два оленьих рога или две развилистые палки. Между развилками лежит палка с расщелиной или просто с веткой, верхняя часть ее привязана лыком. Через расщелину пропущена тростинка, упирающаяся в полено. Нижняя часть тростинки захлестнута тетивой лука. От быстрого движения лука вперед и назад тростинка получает вращение. Нужно было затратить много усилий, чтобы от трения полено нагрелось. Когда полено начинало дымиться и готова была появиться искра, древний человек подкладывал сухой мох и раздувал из искры огонь. Это был первобытный станок для добывания огня. Желающим предлагали дома сделать модель
Рисуем на доске модель станка для сверления каменного топора. Тетива лука захлестывает тростинку. На отшлифованный топор первобытный человек подсыпал сырой песок, песчинки подхватывались вращающейся тростинкой и протирали в топоре цилиндрическое отверстие. Просверленный топор насаживался на рукоятку и мог долгое время служить человеку при обработке дерева.