Крепостническая Россия
Косность и бюрократизм чиновников крепостнической России погубили изобретения и другого гениального механика-самоучки— Ивана Петровича Кулибина. На таблице 37 показаны модель арочного моста, часы и прожектор. Портрет И. П. Кулибина дан в учебнике на странице 216.
Изучая период разложения феодальной системы в России в начале XIX в., мы показываем дальнейшее развитие техники. Таблица 49 — доменный цех на уральском заводе — служит хорошим дополнением к иллюстрации художника К. А. Савицкого «Пригон рабочих на уральский завод» в учебном пособии М. В. Нечкиной и др.1. Оба изображения характеризуют подневольный труд на уральских заводах.
Начало промышленного переворота в России и появление парового транспорта характеризуем литографией XIX в. и таблицей 50 — «Московская железная дорога» .
Развитие капитализма в России во второй половине XIX в. характеризуем рядом рисунков в учебнике, таблицами 69—70 в альбоме и картограммой № 5 в серии «Картин и таблиц по истории СССР»1.
Высокие фабричные корпуса с дымящимися трубами, рабочие общежития, раскинувшиеся на большой территории — все это характеризует пейзаж обычного русского города второй половины XIX в. и верхний рисунок на таблице 5.
В отличие от мануфактуры XVII в., где для каждого отдельного механического приспособления ставили специальный водяной двигатель, на капиталистической фабрике использовали паровую машину с централизованным двигателем. Станки приводились в движение трансмиссиями, показанными на таблице 70 альбома.