Контурная карта
Теперь предстоит научить учащихся пользоваться печатной контурной картой. Читаем правила заполнения ее: карта раскрашивается цветными карандашами — моря и реки голубым цветом, пустыня — желтым, плодородные заселенные земли — зеленым. Названия стран подписываются печатными буквами, города, моря и реки — прописными. Учащиеся должны следить, чтобы слова и буквы были написаны четко, не наползали друг на друга, чтобы работа была выполнена красиво и аккуратно. Здесь же на уроке дети выполняют первое задание по контурной карте, дальнейшие задания выполняются дома.
Элементарные правила дидактики предполагают необходимость систематической проверки самостоятельной работы детей. Обычно проверка проводится путем беглого просмотра выложенных на парту контурных карт. Но возможен и другой вариант: учитель вызывает того или другого ученика к доске и предлагает мелом изобразить на настенной контурной карте тот чертеж, который был задан на дом. Учащиеся сверяют работу товарища со своей и дают оценку. Работа проходит с большим оживлением.
Карту Двуречья рисуем двумя руками в воздухе, дети повторяют движения рук. Гоборим, что реки Тигр и Евфрат берут свое начало на Армянском нагорье. Правая рука изображает течение реки Тигр, левая — Евфрата. Вначале перекрещиваем руки, показывая, что Тигр берет свое начало западнее Евфрата; левая рука находится выше правой — тем самым мы показываем, что Евфрат брал свое начало севернее Тигра
Вначале обе реки текут в разных направлениях: Тигр — на запад, Евфрат — на восток. Через некоторое время течения рек Евфрата и Тигра сходятся: Евфрат поворачивает на восток, Тигр —на запад. Затем реки снова слегка расходятся, и, наконец, обе направляются на юг в Персидский залив. Повторяем движением рук направления течения рек.