Запланированный объект
В краеведческих экскурсиях большую роль играет моторика — передвижения по маршруту. Спустившись с вышки, группа направляется к запланированному объекту. Искусство экскурсовода состоит в том, чтобы показать его в нужный момент и с наиболее интересной точки зрения. Эмоциональное восприятие экскурсионного объекта имеет большое воспитательное значение. Нам пришлось наблюдать экскурсию, которую проводил В. Г. Карпов в г. Звенигороде Московской области. Желая доказать неприступность Звенигородского городка, он предложил экскурсантам штурмом взять городок со стороны Москвы-реки. Уставшие, еле переводившие дух экскурсанты, успешно и с большим энтузиазмом преодолевшие трудности подъема по откосу без дороги, наблюдали перед собой извилину Москвы-реки и за спиной Звенигородский собор. На своем опыте они убедились в том, какое значение для обороны Москвы, начавшей собирать вокруг себя Северо-Восточную Русь, имел Звенигородский городок.
Таким образом, на экскурсии мобилизуется не только зрение, слух, но и моторика.
Простор лугов, аромат трав, тень дубравы — все является компонентом в подобного рода экскурсиях-походах. Опытный экскурсовод иной раз беседой сознательно отвлекает детей от исторического памятника до тех пор, когда нужно показать его с наиболее интересной стороны и в наиболее интересном осве — тении. В этот момент он предлагает экскурсантам повернуться лицом к памятнику. Нередко при этом раздается возглас изумления: как это красиво! Не безразлично показать исторический памятник в соответствующем освещении или в полумраке, показать мемориалы Великой Отечественной войны в торжественной тишине, в сопровождении проникновенной грустной музыки или едва слышных глухих звуков, как удары сердца.
Одно нужно помнить: все исторические экскурсии и походы к культурно-историческим памятникам должны иметь широкую познавательную и эмоциональную нагрузку.