Воспитание учащихся
Работа с карикатурой и плакатом оказывает влияние на политическое образование и воспитание учащихся.
Наглядная агитация способствует воспитанию гражданских чувств и политических убеждений подрастающего поколения. Уроки с использрванием политического плаката и карикатуры оставляют глубокий след в памяти учащихся. «После такого урока, — пишет один из учащихся, — в памяти больше остается фактов, дат, тех или иных исторических событий. Отвечаешь урок, а перед глазами мысленно видишь тот плакат, который помогает вспомнить почти весь предыдущий урок. Те уроки, на которых нам были показаны наглядные пособия по истории, запоминались особенно живо, если можно так сказать».
В преподавании истории, особенно в курсе истории СССР, приходится иметь дело с картинами как художественными, так и учебными, написанными специально для школы.
Художественные произведения станковой живописи привлекаются при изучении культурно-исторических тем для характеристики творчества того или другого живописца. В программе по истории СССР первой половины XIX в. указан художник П. А. Федотов, второй половины века — передвижники; программа требует показать освободительные идеи и высокое художественное мастерство представителей передового русского искусства. В IX—X классах учащиеся знакомятся с развитием социалистической культуры, достижениями советской науки и искусства. Указанный материал нельзя изучать без показа наиболее популярных произведений советской живописи. При этом наряду с познавательными задачами решаются задачи воспитательного характера.
Кроме художественных произведений живописи, в школе используются так называемые учебные исторические картины.