Работа с портретами
Особенно большое воспитательное значение имеет работа с портретами революционных деятелей. Портрет исторического деятеля привлекается в качестве опоры, конкретизации рассказа учащимся об историческом прошлом нашего народа или народа любой другой страны, историю революционной борьбы которого мы изучаем.
Образ В. И. Ленина, запечатленный в целом ряде портретных изображений, имеет большое воспитательное значение в работе с учащимися. Перед нами портрет-картина художника А. М. Герасимова «В. И. Ленин на трибуне» . Вождь пролетарской революции, основатель Коммунистической партии и Советского государства обращается с пламенной речью к народу. Зритель чувствует себя участником митинга.
Портреты Героев Социалистического Труда, героев Великой Отечественной войны, прославленных генералов и молодых бой — цов-комсомольцев, зачинателей движения за коммунистический труд также должны иметь место на уроках истории СССР в VIII—X классах. Можно привлечь групповой портрет заливщиков Ленинградского металлического завода, соревнующихся за звание бригады коммунистического труда, художника Е. И. Бригадирова, а также картину «Энтузиасты Кировского завода» художника Н. Л. Бабасюка и другие работы.
В групповом портрете, кроме портретной характеристики каждого отдельного лица, как непременное условие присутствует впечатление их общности… выражено духовное единство».