Комплект аппликаций
Задача 10. Саламинский бой. Для рассказа о Саламинском бое нужно приготовить комплект аппликаций греческих и персидских кораблей разного масштаба, для того чтобы показать перспективу боя.
На доске изображаем берег Аттики и остров Саламин с узким Саламинским проливом. В процессе рассказа вводим отдельные аппликации с изображением греческих и персидских кораблей, показываем окружение греков персами. В момент рассказа о том, как греки завлекали громоздкие персидские корабли на подводные рифы и как сталкивались персидские корабли, прикрепляем аппликацию с изображением гибели персидских кораблей.
Заканчиваем рассказ чтением отрывка из трагедии Эсхила «Персы» и, показав картины «Саламинский бой» из серии «Картин по истории древнего мира», разбираем схему на с. 135 учебника.
Сочетание живого слова, изображения схемы боя на доске с помощью аппликаций и многокрасочной картины дает богатый материал для развития творческого воображения детей. Данный методический прием развивает у учащихся умение составлять живой, динамичный и образный рассказ.
В кружке можно поставить коллективную работу по созданию макетов Марафонского и Саламинского сражений.
Задача 11. Труд рабов в Древней Греции. В § 33 учебника рассказывается об эксплуатации труда рабов в рудниках, в мастерских и в сельском хозяйстве. В серии «Картины по истории древнего мира» даются картины: «Продажа рабов в Древней Греции» и «Гончарная мастерская».
В тетрадях учащиеся могут изобразить схему — перечисление видов эксплуатации труда рабов в Греции.
За основу взять схему в учебнике на с. 138 «Источники рабства в Греции в V в. до н. э. Основное использование труда рабов».