Слова учителя
В качестве иллюстрации картина по ходу урока вводится для подтверждения слов учителя или после чтения документа. Основное содержание сюжета уже известно учащимся. Рассматривая картину, учащиеся находят известные им детали.
Учительница школы № 245 Ленинграда Л. И. Опиц рассмотрение картины «Саламинский бой» включила в урок в процессе чтения отрывка из трагедии Эсхила «Персы». Она пояснила, что Эсхил был участником этого сражения, затем процитировала: «Один корабль ударил медным носом в другой, и начал эллинский корабль сражение». Дети рассмотрели картину, после чего чтение продолжалось: «…и всюду бой кипел…» и т. д. Затем учительница поставила детям ряд вопросов: как описывает Саламинский бой его очевидец Эсхил? Чем кончился бой? В чем заключались преимущества греческого флота? Чем объяснить воодушевление и мужество греков?
Ответы на вопросы учительница обобщила в виде вывода о том, что война для греческого народа была справедливой войной, за свободу и независимость своей родины.
Картина в ходе урока имела значение иллюстрации к содержанию рассказа учителя и прочитанного им отрывка из «Персов» Эсхила. На картине учащиеся видели то, о чем говорила учительница: изображения греческого и персидского кораблей, окованный медью нос греческой триеры, которым греки таранили персидские суда, выступающую над водой скалу и обломки тонущего персидского корабля, вдали сбившийся в кучу персидский флот.
Картина способствовала яркости восприятия события и помогла учащимся сделать вывод о справедливом характере войны со стороны греков.