Синхронистические таблицы
Отдельные события иллюстрировались рисунками и портретами.
Синхронистические таблицы обычно были громоздкими и чрезвычайно трудоемкими, но польза их составления совершенно очевидна. Разрозненное изложение истории отдельных стран становилось последовательным, хорошо просматривалась синхронность событий. Читая таблицу слева направо, учащиеся повторяли историю данной страны; читая ее сверху вниз, они устанавливали одновременность событий, которые изучались ими в разное время.
Как мы относились к вопросу о перегрузке учащихся излишними хронологическими датами, встречавшимися в курсе? В учебнике одни даты даются как обязательный минимум, другие даны в тексте учебника лишь для ориентировки учащихся. Так же поступаем и мы при составлении синхронистической таблицы. Обязательный минимум выделяется жирной рамкой и крупными по размеру цифрами, благодаря чему достигается большая сила впечатления, а остальные даются для ориентировки во времени.
Хронологические таблицы, вывешенные в классе или в кабинете истории, играют такую же роль, как орфографические и таблицы умножения. Находясь перед глазами учащихся, они содействуют закреплению необходимых знаний по хронологии. Наибольшая ценность подобных таблиц заключается именно в том, что это самоделки; к составлению их как в смысле отбора дат, так и в смысле их оформления — размещения и иллюстрирования — привлекаются учащиеся. Хронологическая таблица, вывешенная в классе, является результатом упорного, настойчивого и творческого труда учащихся, тогда как хронологическая таблица, напечатанная в типографии, может быть более совершенной с точки зрения полиграфической, но она может быть для детей мало увлекательной и, следовательно, менее ценной с точки зрения педагогической.
Аналогичную работу по самостоятельному выполнению хронологических и синхронистических таблиц могут проделать под руководством учителя учащиеся старших классов.