Меловая речь
Нередко методисты этот вид пособий называют «меловой речью». Овладеть ею — непосредственная обязанность каждого учителя. «Рисовать на доске, как и говорить, должен, как правило, любой педагог, — отмечает зачинатель педагогического рисования на уроках истории В. С. Мурзаев. — У рисунка на доске есть стороны абсолютно незаменимые, необычайной педагогической ценности. Рисунок на доске — живой, стремительный, мгновенный. Он — простой, скелетированный, конструктивно-обнаженный. Он ясен, четок и понятен. Рисунок расчленяет и вновь соединяет изображаемые объекты и явления. Учитель может показать явление в его последовательных фазах и по желанию прервать показ в любом месте, чтобы продолжить его, когда следует».
Для разъяснения трудных и сложных понятий схематический рисунок учителя бывает подчас абсолютно необходим. Кроме того, изображая ряд условных знаков и символов, учитель не только разъясняет учебный материал, но и прочно закрепляет его в памяти учащихся. Особенностью приема рисования является непрерывная творческая работа учителя на глазах учащихся. Последние становятся как бы соучастниками этого творческого процесса и хотят воспроизвести, повторить рисунки учителя как при ответе на классной доске, так и в своих рабочих тетрадях.
В свое время К. Д. Ушинский отмечал склонность детей к рисованию. «Все дети, — писал он, — почти без исключения — страстные рисовальщики, и школа обязана удовлетворить этой законной и полезной страсти. Кроме того, рисование есть для ребенка самый приятный отдых после умственного труда и дает, следовательно, наставнику возможность разнообразить классные занятия, не оставляя никого без дела».
Схемы и графики на уроках истории нашли широкое применение в силу того, что, с одной стороны, они являются наглядным изображением обобщенных представлений, ведущих к формированию понятий, а с другой — дают возможность учителю привлечь моторные образы наряду со слуховыми и зрительными.
Схемы помогают учащимся конкретнее представить себе связи и взаимозависимость между явлениями. Упрощая действительность, схема помогает выделить существенное и подвести учащегося к овладению понятиями.